По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского
В мае к нам в очередной раз приезжала психолог и специалист по сенсорной интеграции, большой друг Давыдово и сопровождающий нашего проекта Поддерживающего проживания Инга Петрикас.
На этот раз она приехала в качестве независимого эксперта-наблюдателя, чтобы объективно оценить результаты изменения у Александры, проведя с ней вместе целый день без тьютора и мамы, заполнить проверочный лист с расписанием и на основании этих наблюдений продолжать формулировать и уточнять задачи нашего проекта и корректировать работу с Алькой.
Вот что Инга написала в своем отчёте:
«7 мая 2018 года я провела с Алей контрольный день для проверки достигнутых навыков, выявления слабых сторон, планирования направлений дальнейшей работы по проекту. Расписание было функциональным и позволяло легко сопровождать Алю на протяжении всего дня.
Было удивительно приятно смотреть и слышать, как все люди в деревне здороваются с Алей (раньше, чем со мной), спрашивают, как её дела. В магазине продавщица терпеливо ждала, когда мы назовём товар, улыбалась, по нескольку раз задавала наводящие вопросы.
Когда мы приехали в соседнюю деревню и я представила Алю, то услышала в ответ: „Знаем мы её, она ж „звезда“, в каждой газете о ней пишут!“
Аля уверенно вела меня во все места и дома, о местоположении которых я не знала. Проходя мимо магазина, спросила:
— В магазин пойдём?
— Нет, — ответила я, — денег нет.
— Почему нет? — спросила Аля, — надо зарабатывать!
Интересно было отметить, что Аля при оживленной беседе спрашивала: „Можно сказать?“ — и только потом задавала вопрос. А в сложной ситуации (когда в заполненном холодильнике нужно было найти овощи, и я сама их с трудом нашла) говорила: „Инга, помоги мне“.
Таким образом, навык социального взаимодействия у Али заметно улучшается. Ведь со слов мамы, ещё год назад Аля требовала помощи, показывая руками, и вступала в разговор в любое время.
Социальное взаимодействие возможно только тогда, когда собеседники хотят этого контакта. Это — „феномен села Давыдова“. Каждый встречающийся нам селянин хотел контактировать с Алей и умел это делать; каждый общался с Алей, как с равной.
В других местах контактирующие с „особыми“ детьми обычно впадают в две крайности:
— общаются, как с маленькими детьми,
— не общаются и настораживаются, как в момент опасности.
Если бы с нами так общались, мы бы подумали, что все здесь сумасшедшие. Вот таким видят мир наши „особые“ дети.
Результат контрольного дня — положительный. Аля завершает адаптационный период и уверенно двигается в период поиска оптимального рода профессиональной деятельности в условиях сельской местности».
Инга также отметила, как положительно повлияли на Алькино самочувствие и физическую форму спортивные занятия с Леонидом. Аля похудела на несколько килограммов, легче стала двигаться, с удовольствием делает зарядку. Инга порекомендовала Лёне ввести еще несколько упражнений, которые было бы полезно делать Александре.
А ежедневная работа в давыдовском информационном центре позволила сформировать у Али навык ежедневного периода трудовой деятельности, который необходимо и дальше закреплять и развивать.
Таким образом, постепенно уточняются задачи нашего проекта поддерживающего проживания в селе Давыдово, и через решение этих задач нам необходимо постепенно достигать основной цели проекта — не обслуживать «особых» людей, а жить с ними рядом обычной жизнью!
Елена Варганова