По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского

Тьютор – наставник, помощник и просто друг!

Идёт уже восьмой месяц нашей с Алей жизни в Давыдово и реализации нашего индивидуального проекта поддерживающего сопровождаемого проживания.

Сейчас большую часть времени Аля проводит со своим тьютором Леонидом и иногда с Александрой.

Благодаря тому, что у Альки появились тьюторы, у меня есть возможность более плотно заняться проектом поддерживающего проживания, юридическими вопросами, финансовыми, организационными; вопросами, связанными с землёй, на которой планируется строить Дом сопровожаемого проживания для людей с особыми потребностями.

Сейчас у Альки помимо работы в информационном центре появилось новое задание: с помощью тьютора Леонида она готовит завтраки для школьников и накрывает на стол. Раньше она только немного помогала в этом ребятам, а теперь это полностью её обязанность! Пока не всё так легко и просто, многому ещё предстоит научиться. Но с каждым днем это у Али получается всё лучше и лучше!

 

с помощью тьютора Леонида она готовит завтраки для школьников

Я размышляла, кто такой тьютор, какими качествами он должен обладать? И мне кажется, что тьютором может стать лишь человек, искренне желающий помогать другим. Многим педагогам свойственны раздражительность, властность по отношению к детям; тьютор же такое поведение себе позволить не может, ведь он работает с особенными подопечными, да и к здоровым ребятам он должен относиться по-дружески, а не смотреть на них свысока. А ещё для меня важно, чтобы это был православный воцерковлённый человек.

Леонид Зайцев из Ярославля. Имеет опыт работы с «особыми» подростками, так как несколько лет жил в Давыдово и был волонтёром у «особых» ребят в летнем давыдовском лагере.

Мне нравится, что Лёня относится к Альке не как к инвалиду, а как старший брат к своей капризной сестре. Они занимаются, работают, гуляют, готовят еду, шутят Лёня говорит с Алькой не простыми чёткими фразами, как специалисты рекомендуют разговаривать с аутистами, а как с обычным подростком, иногда вставляя молодёжный сленг. И Аля начала тоже разговаривать более свободно, лучше выражать свои мысли, больше понимать, общаться.

Леонид: «Мне кажется, большинство людей до конца не понимают, кто такой тьютор, чем занимается и в чём его особенность. Многие путают тьютора с учителем, но, по-моему, это не совсем правильно, потому как у них хоть и схожие направления деятельности, но цели разные. Лично для меня тьютор  это, в первую очередь, друг, который всегда подскажет, как и что нужно делать, поможет найти выход из любой ситуации.

Впервые я начал общаться с «особыми» детьми около 10 лет назад. И чем дольше я работал, общался, тем больше стиралась грань разности между мной и ребёнком. Поэтому, когда Елена впервые попросила помочь с Алей, находящейся в напряжённом состоянии, я уже точно понимал, что нужно сделать, как её успокоить и помочь. Мы с Алей пошли на улицу, поговорили, Аля высказала своё недовольство и попросила ее пожалеть. И вот уже через полчаса мы шли обратно в храм, с улыбкой на лице и распевая песни.

Сейчас мы очень хорошие друзья. Когда мы вместе, она может пошутить, рассказать короткую историю, почувствовать моё настроение, проверить его фразой: «Улыбнись, Лёнь!». Если улыбнулся, то всё нормально. Если нет — то что-то не так.

Мне нравится быть для неё другом, видеть, как она улыбается, воспитывать, так как понимаю, что это очень важно для неё и, наверное, в первую очередь, это нужно мне. Она так же меняет меня, показывает, как можно радоваться мелочам, что не нужно постоянно думать о мнении окружающих. Если захотел петь  пой! Захотел спросить, спроси.

Аля с Ваней – особые соседи

Аля с Ваней  особые соседи

Эти дети видят наш мир намного чище, чем мы, так как внутри они более чисты и открыты. А наша задача подготовить их к взрослой, самостоятельной жизни, не утратив своих качеств».

Мне думается, что главная задача тьютора не просто дать подопечному знания, научить чему-нибудь нужному, доброму, но и помочь ему научиться самостоятельно достигать поставленных целей!

Александра Удальцова из Москвы, живет в Давыдово с начала лета 2017 года, работала старшей над волонтёрами в давыдовском лагере для «особых» семей. Сейчас преподаёт английский язык в домашней давыдовской школе. Занимается с Алькой один раз в неделю: приготовление еды, выпечка, фольклорные занятия, работа в информационном центре и т. д.

Александра и Аля

 

Александра: «Мы с Алей познакомились этим летом. Среди всех «особых» участников лагеря она не очень выделялась и показалась мне тихой и скромной. С сентября у меня появилась возможность познакомиться с Алей поближе, наблюдать её практически ежедневно, но пока не в качестве тьютора. По правде говоря, она не так проста, как кажется на первый взгляд. Аля великая затейница и «хитрюга». Прекрасно понимает шутки и умеет сама подшутить. Скажет что-нибудь и ждёт реакции, а глаза такие хитрые-хитрые. С ней можно договориться. Но, к сожалению, основным мотиватором действий у неё пока является еда. У нас с Алей есть своего рода аутотренинг: когда обсуждение меню занимает уже не первый час, мы проговариваем: «Мы не думаем про еду». Иногда получается, иногда нет.

«Мы не думаем про еду»

Одна из задач тьюторов, которые общаются с Алей, понять, как это можно изменить, найти другой путь ведения переговоров. Также хочу заметить, что у Али прекрасный голос и музыкальный слух. Было бы хорошо, если бы мы смогли вместе с ней научиться петь духовные песнопения и фольклорные песни. В данный момент мы активно работаем над этим.

С самого начала общение с «особыми» людьми не вызывало у меня ни шока, ни негативных эмоций. Я не разделяю людей на «особых» и «не особых». В каждом человеке есть какие-то моменты, которые нам приходится принимать, искать пути общения и взаимопонимания. Считаю, что взаимодействие с такими людьми требует от нас больше душевных и духовных усилий, воспитывает нас, учит нас истинно христианской любви».

Мне кажется, что тьютор  это человек, который аккуратно идёт рядом, обеспечивая поддержку в трудную, сложную минуту и, главное, отходит в сторону, когда подопечный справляется сам!

Елена Варганова

Елена Варганова

Поделиться в