По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского
Дорогие друзья! Предлагаем вам познакомиться с замечательным человеком, сопровождающим наш Проект, — Ингой Владимировной Петрикас.
Инга Петрикас — психолог, специалист по сенсорной интеграции, эрготерапевт, АВА-терапист. Она работает с «особыми» ребятами по собственной программе. Готова отвечать на ваши вопросы и делиться своими мыслями и опытом.
Я сейчас живу в Твери. По первому образованию я стоматолог и работаю в Тверском медицинском университете на кафедре ортопедической стоматологии. Второе образование — психологию — я выбрала по интуиции. А специализацию, «Нарушения психического развития», по любви.
Первый раз я приехала в Давыдово в 2015 году. Это был второй год моего обучения в Санкт-Петербургском государственном университете на факультете психологии. Именно в этот год я почувствовала, что к «особенным» детям я испытываю особенные чувства. Лагерь служил своеобразной проверкой — так ли это?!
Лагерь для «особенных» детей в Давыдово — простой и уникальный одновременно. Может быть, здесь был сформирован мой нестандартный подход к оказанию помощи «особенным» детям и их семьям. Но то, что пребывание в нем изменило меня и мою жизнь, — это однозначно. Здесь я поняла, что буду работать и учиться, чтобы стать квалифицированным специалистом в этой области. Последующие два года я целенаправленно получала квалификацию, уже точно зная, чего хочу.
Став АВА-терапистом, эрготерапевтом и специалистом по сенсорной интеграции, я разработала свой уникальный план. Проводить приемы с ребенком раз или два в неделю — неэффективное занятие. Необходимо подключить всю семью, учителя, логопеда, дефектолога и т. д., работать сообща, зная, какие задачи выполняет каждый. Менять задачи, ориентируясь на индивидуальность, корректировать цели, прислушиваясь к другим специалистам. Потому как нельзя изменить ситуацию вокруг «особенного» ребенка одному. А еще интереснее было бы поменять все общество, окружающее этого человечка. Я хотела видеть результаты своего труда.
В реальности же сначала тихим поездом отходят родители, не выполняя ничего. Потом косо посматривают другие специалисты, расставляя приоритеты значимости и не желая сотрудничать. Учителям точно не до наших проблем и особенностей. И с обществом — большие проблемы. Так иногда рассыпаются большие и хорошие задумки. Но на все воля Божья, и я приезжаю в Давыдово в 2017 году в лагерь.
В лагере, после беседы с батюшкой, я поняла, что это та программа, в которой я хотела бы участвовать. То, что своей программой пыталась сделать я, не стоит даже рядом с идеей поддерживающего проживания.
Все, что мы делаем с «особыми» детьми, — это пытаемся адаптировать их к нашему социуму. Они стараются, учат правила и запоминают манипуляции, но как только оказываются в этом самом социуме — закрываются с головой, забывают все, что выучили, защищаются. И каждая мать «особого» ребенка встает в позицию защиты рядом.
Наш социум не готов принять семью «особого» ребенка. А вот давыдовская православная община — готова. В лагере это видно со всей ясностью. Защиты снимаются и у ребенка, и у его семьи.
«Едем в Давыдово? Ура! На свободу», — слова одного из детей. Приятно видеть наших детей, на улицах и в магазине (где они могут ползать, кричать и никто не посмотрит осуждающе). Люди смотрят и улыбаются, спрашивают, не помочь ли? Продавец терпеливо ждет, когда ребенок договорится о покупке. И «особый» ребенок учится не защищаться, учится быть своим среди своих.
Программа поддерживающего проживания создает благоприятную основу для развития «особых» детей. Поддержка общины и размеренное расписание событий позволяет «особым» детям раскрыться. Совместно разделенная деятельность способствует заинтересованности в труде и жизни.
Духовная составляющая здесь, в Давыдово, — неотъемлемая часть существования человека, в которую «особые» дети вливаются легко и непринужденно.
Слова из книги аутиста Никиты Щирука (21 год): «Хорошо бы построить социальные деревни для аутистов. Там хорошо гулять на воздухе, и работать. Нужен сад, огород, курицы, кошки, пруд, удобные домики, пони для малышей. Главное, что там — нам жить хорошо».
Значит — будем строить!